понедельник, 9 июня 2025 г.

Слово о полковых походных храмах XIX - начала XX в.

За веру и Отечество! – говорили полководцы и воины минувших столетий, идя в бой. Те же слова были начертаны на медалях, орденах, на эпитафиях и мемориальных досках павшим на поле битвы воинам. Часто на местах былых сражений строили часовни, храмы и монастыри, как это было на Куликовом поле, на поле брани у деревни Лесной в Могилевской области Беларуси и т.д. На примере подвигов дедов и прадедов при помощи такого социального института, как церковь, воспитывались воины молодого поколения.

Полковая церковь, сооруженная офицерами и солдатами к празднику Пасхи. 1 апреля 1917 г. Фото с сайта: https://www.miloserdie.ru/article/polevye-ierei-i-ih-golgofa/amp/

Для поднятия морального духа войск перед сражениями проходили молебны, войска и укрепления обносились почитаемыми иконами, освящались окроплением святой водой. Так накануне Бородинской битвы в ходе Отечественной войны 1812, по всему русскому военному лагерю пронесли икону Смоленской Божьей Матери. Очевидец этого события, русский офицер, поэт и писатель Ф. Н. Глинка передал настроение, царившее при этом в русском лагере: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала. Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своей кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли». Вечером 25 августа перед иконой Смоленской Богоматери был отслужен молебен в присутствии главнокомандующего Кутузова.

Еще в XVII веке, а, возможно, и ранее, стали популярными иконы-складени, которые, часто изготавливаясь из бронзы, серебра и других металлов или сплавов. Складени, представляли собой три, а иногда – две или даже четыре наиболее почитаемые иконы, увенчанные святым крестом. Иконы были небольшой толщины и примерно одного размера, соединялись между собой шарнирным креплением (завесами) и легко складывались вокруг одной из них, чаще - центральной иконы. Таким образом, они занимали немного места в багаже, были удобны в походах, в том числе и воинских, и часто заменяли обычные иконы. Складени играли роль индивидуального или коллективного переносного иконостаса и устанавливались для совершения молитвы на стол, походный сундук или любой местный предмет.
    
В  XIX веке в войсках был выработан единый подход к удовлетворению религиозных нужд защитников Отечества во время полевых выходов, учений и военных походов. В штате полков и отдельных воинских частей появились полковые священники, которые обслуживали полковые походные храмы.
     
Походные храмы представляли собой типовые армейские палатки, оборудованные утварью, необходимой для проведения богослужений, а также, как и обычные палатки для размещения войск, средствами пожаротушения, освещения: фонарями, керосиновыми лампами и т.д., другим необходимым оборудованием.
     
Полковой храм устанавливался на первой линии палаток лагеря, перед местом построения войск, или в другом, специально отведенном месте, удобном для массовых богослужений. Полковой священник обычно проживал в отдельной палатке.

Во время массовых богослужений пологи палатки подымались, или палатка собиралась так, что видна была та ее часть, где во время богослужения находился священник, либо необходимая утварь выносилась из палатки на середину строя. В палатке воины могли помолиться и индивидуально, она всегда была открыта для посещения.
     
Утварь в походной палатке была приспособлена для перевозки в армейском транспорте. В то время это были двуколки или четырехосные конные повозки. Прежде всего, в такой палатке находился престол, часто – складной, на котором во время богослужения лежали Библия, Евангелие или другая богослужебная литература, напрестольный крест и другое необходимое имущество. Обязательным был иконостас, также складной или разборный, места для установки свечей, исключающие их падение и возгорание палатки, например, приподнятые при помощи разнообразных подставок емкости с песком. Там же, на полке или столике, могла находиться религиозная библиотечка. В палатке хранились хоругви, переносные кресты, иконы и подсвечники, чаши и другие емкости для святой воды, а также, в сундуке или ящике, кадила, запас свечей, нательных крестиков и медальонов, ладана на время похода, и многое другое, необходимое для религиозной службы. Устанавливалась также емкость для сбора пожертвований в виде закрытой копилки, а во время богослужения для этой цели, по традиции, использовалась обычная солдатская кружка. Среди военнослужащих собирались денежные средства (обычно – монеты небольших номиналов) на благотворительные цели, в том числе вспомоществования семьям погибших воинов, увечным и раненым, деньги на строительство воинских или местных храмов, монастырей, приютов и т.д.
     
Среди обязательных икон с изображением Иисуса Христа и Богоматери, в походном иконостасе видное место занимала так называемая полковая икона с изображением одного из божественных ликов, святого или архангела, в честь которых был освящен походный храм. Именно в честь святого покровителя и устанавливался годовой праздник воинской части, или, как тогда говорили, полковой праздник. Такой праздник в мирное время начинался с богослужения в походном или стационарном храме, затем нижние чины отдыхали или, при наличии такой возможности, увольнялись из расположения части, а офицеры с полковым священником и шефом воинской части собирались на праздничный обед в офицерском собрании, обычно – с женами.
     
В мирное время, в период нахождения на зимних квартирах, походный храм в собранном виде хранился в стационарном храме или часовне полка, если таковые имелись, в противном случае - в общегарнизонном воинском или местном приходском храме. Так, в Гродненском гарнизоне походные храмы 101-го Пермского, 102-го Вятского и 103-го Петрозаводских пехотных полков до 1907 года хранились в Александро-Невской церкви, окормлявшей, наряду с горожанами, и 26-ю пехотную дивизию. Затем имущество походных храмов перенесли в специально воздвигнутый воинский Свято-Покровский храм, часто называвшийся Военным Собором. Полковые и другие иконы в этот период размещались на специально отведенных для них местах в стационарном храме либо в казарменном расположении полка.
     
В годы Первой мировой войны полковые походные храмы убыли на фронт вместе с войсками, полковые священники находились в окопах или с поднятым крестом шли впереди наступающих войск, своим словом и примером помогая командованию формировать стойкость воинов в обороне или их высокий наступательный порыв.
     
Опыт предшествующих поколений защитников Отечества в части походных полковых храмов востребован и в наши дни. В условиях, когда роль идеологического противоборства в современных войнах и локальных конфликтах неуклонно повышается и выходит на первый план, использование полковых походных храмов для формирования и поддержания высокого морального духа военнослужащих, их духовно-нравственного, патриотического и воинского воспитания, психологической работы представляется оправданным и перспективным.


© Copyright: Александр Севенко, 2017
Свидетельство о публикации №217120500639 
Источник информации: https://proza.ru/2017/12/05/639

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы