суббота, 30 августа 2025 г.

Мученик за Христа иерей Николай Павлович Изюмов - прадедушка иеромонаха Варнавы (Белова)*

Иерей Николай Павлович Изюмов родился 25 мая 1885 года в городе Солигалич Костромской губернии (ныне Костромская область) семье диакона Преображенского храма Павла Николаевича Изюмова (1862-†1919) и его жены Елизаветы Семеновны (урожд. Суворовой) (1860-†?).

Несмотря на то, что эта статья посвящена иерею Николаю Павловичу Изюмову, хотелось бы в начале рассказать о трагической судьбе его папы Павла Изюмова, который приходится иеромонаху Варнаве (Белову) пра-пра-дедушкой.

Довольно подробная биография диакона, позднее иерея Павла Николаевича Изюмова сохранилась в фонде Государственного архива Костромской области. Приведем в этой статье ее полностью. 

В Клировой ведомости Предтеченского храма села Болваницы 4 Макарьевского округа за 1913 год можно увидеть, что он был родом из семьи священника города Солигалич. Послужной список о. Павла довольно большой, его часто переводили в разные приходы Костромской губернии.

В Солдоге освящен памятный крест в честь мученика за Христа иерея Анатолия Никольского

В Сретенском храме урочища Солдога 24 августа благочинным Заволжского округа протоиереем Павлом Сажиным совершена панихида в память пострадавшего за Христа в 1937 году иерея Анатолия Доримедонтовича Никольского, а затем был освящен вновь устроенный его родственниками поклонный крест. На этом мероприятии присутствовали руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Николай Семизоров, священноинок Александр (Завьялов), а также потомки иерея Анатолия Никольского.

Поклонный крест был установлен благодарными потомками в память об иерее Анатолие Доримедонтовиче Никольском (18/31.01.1880-†16.12.1937) настоятеле храма Сретения Господня села Солдога на могиле его супруги Анны Николаевны, в девичестве Оделевской (01.08.1883-†27.09.1936). Иерей Анатолий Никольский принял мученическую кончину за исповедание веры Христовой. Похоронен в безвестной могиле на кладбище Балино г. Иваново.

пятница, 29 августа 2025 г.

Содержание реликвария

Дорогие братья и сестры, а так же гости нашего Сретенского храма!

Пришло время рассказать вам о тех камнях, привезенными паломниками из святых мест и ныне хранящихся в реликварии, который появился в нашем храме благодаря священноиноку Александру (Завьялову). 

Ну, что ж, с Божией помощью, начнем, а там, постепенно, о каждой реликвии будет отдельный рассказ, чтобы можно было понять и ощутить в полной мере благодать того места откуда был привезен тот или иной камень.

Плащаница Божией Матери "Гефсиманская". Иерусалимская святыня в Сретенском храме Кинешмы

Чудесным образом наш Сретенский храм посетила Царица Небесная. Сейчас на центральном аналое находится святыня: Успение Пресвятой Богородицы – икона, выполненная на доске и привезенная в 19 веке православным паломником из поездки в Святую Землю, в Святой Град Иерусалим. Она является миниатюрной копией Гефсиманской Плащаницы Божией Матери.

К иконе Богородицы «Гефсиманская Плащаница» обращаются молящиеся за помощью в любых житейских делах, молятся об исцелении недугов и болезней, просят о духовной помощи.

19 век в России – особый расцвет православной христианской веры, время, когда и народ и Церковь живут в полном осознании высочайшей духовной миссии, возложенной на страну, ставшую по праву Третьим Римом, страной преемницей Византии.

Россия переживает не только подъем и духовную радость от осознания новой и важной миссии, она становится государством паломническим: тысячи людей устремляются к святыням, дабы поклониться им, совершить молитву, прикоснуться душой и телом к памятным, значимым для христианина, местам, связанным с историей христианства.

четверг, 21 августа 2025 г.

Реликварий с картой Святой Земли

Многие постоянные прихожане, а так же кто первый раз пришел в наш Сретенский храм заметили в притворе, как раз напротив свечного ларька необычный настенный киот с пустыми нишами - полочками. Это - реликварий! 

Для многих это слово непонятно и необычно. Однако, если вдуматься и неспеша проанализировать, то можно заметить знакомое для всех слово - реликвия. Получается, что реликварий - это предмет, в котором хранятся церковные реликвии.

Какие церковные реликвии здесь хранятся и выставляются для всеобщего обозрения?! Это камни привезенные из разных святых мест, к примеру со Святой Земли. 

Концепция именно такого экспонирования святынь пришла священноиноку Александру (Завьялову), который положил начало сбору святынь привезенных им из паломнической поездки по Святой Земле. Именно поэтому в среднике "витрины" можно увидеть необычное схематическое изображение - карту Святой Земли. Многие знакомые о.Александра, увидев такую необычную витрину, тоже захотели принять участие, поделившись своими святыньками.

Так, милостью Божией, всем миром, собирается коллекция камней привезенных из разных святых мест. 

О том, какие в этом реликварии хранятся камни и святыни будет рассказано немного позже, а сегодня хотелось бы предложить рассмотреть эту карту во всех ее деталях.

воскресенье, 17 августа 2025 г.

Знамена русских воинов на рисунках XIX века

В собрании Музеев Московского Кремля сохранилась коллекция полковых знамен, и в частности, знамен Больших полков, которые после военных событий поступали в Оружейную казну.

Как ценные артефакты хранящиеся в Оружейной палате знамена нашли отражение в графических произведениях художников и архитекторов XIX столетия, чье творчество протекало в стенах Московского Кремля. Поскольку знамена отличаются большими размерами полотнищ и более других памятников были подвержены утратам в силу особенностей своего бытования, их фиксация в рисунках была очень важна, так как это позволяло сохранить представление о предметах, а также об украшающих их сюжетах и надписях.

В 1862 г. художник Д.М. Струков выполнил рисунки двадцати трех старинных знамен из коллекции Оружейной палаты, где он работал в то время в качестве художника-археолога. Кстати, помимо рисунков знамен, он создал целую серию акварелей и рисунков с уникальных предметов музейной сокровищницы, фиксация которых имела большое значение до периода массового распространения фотографии, с появлением которой художественная археология прекратила свое существование.