О ХРАМЕ

© При копировании материалов ссылка на автора-составителя - ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

© Автор-составитель: 
Наталья Сергеевна Уткина, церковный краевед
(г. Иваново) 
2025 г.


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ХРАМА СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ Г. КИНЕШМЫ


СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

Каменный храм из обожжённого красного кирпича, возле которого Вы сейчас стоите, построен во второй половине XVIII века. Датой строительства во всех документальных источниках указан 1779 год. Этому послужили найденные надписи на двух освящённых антиминсах приделов, зафиксировавших дату, с какого времени в придельных алтарях Сретенского храма стали совершаться регулярные богослужения. Наличие этого факта и положило начало утверждению, что храм построен именно в 1779 году.

Сретенский храм г.Кинешма
5 июня 2025 г.


В середине XVIII века в Кинешме процветал род Талановых. Так, в 1758 году Харлампием Талановым была основана первая полотняная мануфактура. Два других представителя этого славного рода не остались в стороне. Григорий Иванович Таланов на средства своего отца, кинешемского купца Ивана Никифоровича Таланова при городском кладбище построил каменный Сретенский храм.

На храме было девять куполов: пять над основным зданием и по одному над каждым из четырёх приделов. Четыре креста на куполах Сретенского храма отличались от остальных. Они были железными, шестиконечными, с изображениями херувимов и цепями, спускающимися к главам. Все остальные кресты были восьмиконечными.

С трёх сторон основной объём храма окружен галереями, в которых на южной и северной сторонах расположены придельные алтари.

Сретенский храм с колокольней.
Фрагмент рисунка Степана Однорядочникова (землемера) 1880 года.

Однорядочников Степан (Землемер), 1880 гг
Церковь кладбищенская и Воздвижения креста в Кинешме. Северные фасады.


Привычный для нас вид Сретенского храма с трёхъярусной колокольней со шпилем, с оградой с угловыми башенками, а так же центральными проездными воротами с калитками сложился в XIX веке усердием прихожан.


ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

Сретенский храм. Схема расположения алтарей. Начало ХХ века.

Храм имел пять престолов: центральный, основной, и четыре придела.  Главный алтарь (а) был освящён во славу Сретения Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме. В южной галерее был расположен придел (б), освящённый в честь Введения Божией Матери в Иерусалимский храм. Северная галерея была разделена стеной на две части, благодаря чему было устроено два отдельных придельных алтаря: алтарь (в) в восточной части, смежный со Сретенским, в честь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, встретивших Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме, и алтарь (г) в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Вход на богослужения для прихожан в Симеоновский придел был возможен только через северную арку Сретенского храма. 

Икона "Сретение Господне"

Тропарь праздника "Сретение Господня"

Кондак праздника "Сретение Господня"

Икона "Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Тропарь праздника "Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Кондак праздника "Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Икона "Святые Симеон Богоприимец с младенцем Христом и Анной пророчицей"

Тропарь праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

Кондак праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

Икона Божией Матери "Боголюбская"

Тропарь иконы Божией Матери "Боголюбская"

Кондак иконы Божией Матери "Боголюбская"

Под колокольней был устроен пятый придел (д) в честь священномученика Харалампия, епископа Магнезийского. Иконостас одноярусный, деревянный, резной работы, местами позолоченный. Имел шесть больших икон, пять из которых без окладов, а шестая – храмовый образ святого священномученика Харалампия в серебряной ризе. В царских вратах размещались пять икон-клейм без риз на них. 

Икона "Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский"

Тропарь священномученика Харалампия, епископа Магнезийского

Кондак священномученика Харалампия, епископа Магнезийского

Этот малый храм отличался ещё и тем, что при нём находилась усыпальница храмоздателей Талановых: Ивана Никифоровича, Семёна Ивановича, Дмитрия Ивановича, Григория Ивановича, Прокофия Григорьевича, Харлампия Григорьевича, а также Ксении Сергеевны Талановой, урожденной Пыпиной, жены кинешемского 1-й гильдии купца и фабриканта, скончавшейся 2 ноября 1791 года 50 лет от роду. На её могильном памятнике читалась эпитафия: «Кости зрак смерти знак; зри, всяк будет так. Прочитай сей и внемли: вси преданы будем земли».

На памятнике Дмитрия Ивановича Таланова читалась другая надпись: «Кинешемский купец, окончивший подвиг сей временной жизни с твердым христианским упованием и преданием себя воле Божией». Преставился ко Господу в возрасте 54-х лет 9 октября 1800 года. «Воззрите на памятник сей вечный, все современники твои, в отраду горести сердечной, к спокойствию души своей. Одно лишь в нас добро прямое, а прочее все в свете тлен. Почиет чья душа в покое, по истине тот есть блажен. Престаньте вы умом крылатым по треволнению летать! С убогим грузом иль богатым всяк должен к вечности пристать».

На колокольне имелось семь колоколов. Самый большой имел надпись: «Лил мастер костромской купец Александр Григорьев Смирнов. Вылит сей колокол в город Кинешму в приход Сретение Господне тщанием вдовы доброхотной дательницы Анны Семеновой Роковой 1797 г.». Вседневный колокол был отлит в 1774 г. Вход на колокольню расположен с южной стороны с лестницей внутри стен.

Иконостас главного храма был деревянным, трёхъярусным, и состоял из 27 больших икон и 47 малых. По центру, в самом верху, был водружён Крест с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. В первом ярусе иконостаса было четыре больших иконы в медных окладах. За правым клиросом в напольном киоте находился образ великомученика и целителя Пантелеимона в медном окладе, за левым клиросом – икона Божией Матери «Утоли моя печали» в серебряном окладе. Храм освещался большим трёхъярусным паникадилом на тридцать свечей.

Иконостасы всех других боковых приделов – одноярусные. 

Особо почитались некоторые иконы старинного письма. В иконостасе Симеоновского придела размещался образ пророка Иоанна Предтечи с надписью на обороте: «Написася сей святый образ Иоанна Предтечи 1777 года. Писал Василий Куфтин». В иконостасе главного храма – икона Божией Матери «Феодоровская» с акафистными изображениями по сторонам. На ней венец и оклад серебряные, риза по малиновому бархату низана жемчугом. Местночтимой почиталась и икона Божией Матери «Боголюбская».

Стены храма и алтарей были расписаны живописным академическим стилем. В приделах располагались две изразцовые печи, на плитках которых можно было разглядеть изображения птиц, цветов, людей в разных житейских сценках.


«Сретение Господне»
Чудом сохранившиеся фрагменты росписи Сретенского храма г.Кинешма. Фото 2003 г.

ПРИПИСНАЯ ЧАСОВНЯ

Кладбищенскому Сретенскому храму принадлежала часовня в центре города Кинешмы, на площади напротив Воскресенского храма. Она была построена старостой храма кинешемским купцом Павлом Степановичем Тюриным в память спасения в Бозе почившего Государя Императора Александра II от угрожавшей Его жизни опасности 4 апреля 1866 г. От пули Государя спас крестьянин Осип Комиссаров, бывший шапочный мастер, происходивший из крестьян Костромской губернии. Он толкнул стрелявшего, сбив прицел.








Фотооткрытка. Кинешма. Вид на площадь.
На переднем плане купол часовни.

Фотокопия. Митинг рабочих на торговой площади города Кинешма.
15 февраля 1907 года.


КЛАДБИЩЕ

Открытка издательства В. Грибунина. 
Сретенская кладбищенская церковь.

На Сретенском городском кладбище хоронили весь церковный причт города. Здесь были похоронены многие выдающиеся люди, прославившие Кинешемский край.

План г.Кинешмы Костромской губернии с обозначением и описанием улиц, мест и зданий, 1834г.
В верхнем левом углу обозначено городское кладбище со Сретенским храмом. 

План города Кинешмы Иваново-Вознесенской губернии.
1920 год

Фрагмент плана Кинешмы с выделенным участком Сретенского кладбища.
1920 год.

Здесь нашли последний приют родители епископа Кинешемского Василия (Преображенского): папа священник Сергий Александрович Преображенский (1846-†25.04.1919) и его мама Павла Капитоновна (18.05.1845-†19.11.1913). 

Протоиерей Сергий Александрович Преображенский с сыном Вениамином,
будущим епископом Кинешемским Василием.

Здесь похоронены: протоиерей Кинешемского собора Александр Иванович Гласов, скончавшийся 11 июля 1853 года в возрасте 39-ти лет; протоиерей, магистр Андрей Михайлович Любославский, 39-ти лет от роду, скончавшийся 20 сентября 1863 года, и его дети-младенцы: Михаил, Параскева, Мария, Михаил, Евгений и Мария; протоиерей Кинешемского собора Александр Козмич Горицкий, скончавшийся 16 января 1894 года в возрасте 83-х лет; протоиерей Успенского собора Кинешмы Александр Сергеевич Орлов (†1919).

Среди могил Сретенского кладбища обрели покой князь Александр Иванович Вяземский, действительный статский советник Александр Петрович Грек, кандидат Московской Духовной Академии, смотритель Кинешемского духовного училища Александр Иванович Татищев, коллежский секретарь, судебный следователь Николай Леонтьевич Гросицкий, коллежский асессор Александр Иванович Межаков и его сын Николай, супруги Михельсон.

"Семён Павлович Бакунин (1802-†3.09.1864)". 1833 г.
Художник Александр Брюллов.

У алтаря имелась усыпальница семьи Бакуниных. Здесь покоились останки Семёна Павловича Бакунина, отставного статского советника, камергера и кавалера многих государственных орденов, а также его супруги Софьи Николаевны, урожденной Мухановой (1801-†1881), двоюродной сестры декабриста Петра Александровича Муханова.

Фото.
Андрей Иванович Бюксенмейстер

В 1931 году, незадолго до закрытия храма, на кладбище рядом со своей супругой Ермионией Христиановной Репман (†январь 1919), был похоронен Андрей Иванович Бюксенмейстер, талантливый изобретатель и основатель кинешемского завода «Электроконтакт».

ПРИЧТ

Фотооткрытка. Кинешма. Кинешемское земство № 5.
Сретенская кладбищенская церковь.

В клировой ведомости 1884 года есть запись, что «с 5 декабря 1857 года Сретенский храм г. Кинешмы относился к 7 классу». Это значило, что на 100–300 душ населения положен был один священник и один причетник.

В 1886 году в «Комплектных сказках церквей I-VIII Кинешемских благочинных округов» кладбищенский храм в честь Сретения Господня числится каменным, одноклирным и безприходным. Приписных и упраздненных церквей при храме нет. При храме была для караула сторожка.

В 1896 г. в Сретенском храме служили священник и диакон на должности псаломщика. При открытии причта на кладбище потомственным почетным гражданином Алексеем Ивановичем Поленовым была внесена сумма 3357 руб. С этой суммы причт получал проценты. Кроме того, каменная часовня на городской площади, напротив Воскресенского храма, приносила дохода до 25 рублей в год.

Постоянных прихожан в 1896 г. при Сретенском храме не было. В храм приходили люди, временнопроживающие на Кинешемском вокзале, и работники фабрики Раззореновых. В 1896 г. на исповеди были 247 мужчин и 219 женщин. В 1899 году количество бывших на исповеди людей увеличилось, были 309 мужчин и 276 женщин, в 1902 году - 367 мужчин и 377 женщин, а в 1903 г. было уже 392 мужчины и 435 женщин. Росло и число дворов - 92, потом 98. К 1912 году количество исповедников увеличилось и составляло 580 мужчин и 793 женщины. 

Церковно-приходской школы и церковно-приходского попечительства при храме не было. 

В 1902 году было открыто Сретенское церковно-приходское общество трезвости. В состав этого общества в 1903-1904 годах входило 106 человек.

В 1904 г. священно-церковнослужители жили в церковном доме, находящемся в ограде храма, построенном в 1858 году потомственным почётным гражданином, 1-й гильдии купцом и разных орденов кавалером Алексеем Ивановичем Поленовым. Преставился ко Господу в возрасте 60 лет †2 апреля 1871 г., погребён в ограде Кинешемского собора.

В 1898-1904 году своей просфорни не было, поэтому просфоры были приобретаемы в Успенском женском монастыре г. Кинешмы.

В 1917 году при храме числится каменный флигель в церковной ограде длиной 20 метров и шириной 4 метра, в которой помещалась вторая сторожка. Также имелись: крытая тесом баня, тесовый дровник, два погреба и хлев. Земли при храме ни усадебной, ни сенокосной, кроме состоящей в ограде, занятой кладбищем, не имелось.

Прихожан в 1918 г., проживающих в приходе более 5 лет и имеющих свои дома в г. Кинешме, в том числе и при фабрике «Ветка», было 701 мужчина и 801 женщина. 

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В 1918 г. все метрические книги Сретенского кладбищенского храма, хранившиеся с 1888 года в целости, были изъяты в местный Советский нотариальный отдел. В 1918 г. при фабрике «Ветка» была народная школа, приписанная к Сретенскому храму.

Фото 1919 года. Ярмарочная площадь, ныне сквер А.М.Василевского.
ГБУ "КХИМ". КГХИМ-3285/11.
Вдалеке по центру - купола с колокольней Сретенского храма.

В 1922 году по всей стране шла кампания по изъятию церковных ценностей из храмов. Заявлялось, что все средства пойдут на помощь голодающим Поволжья, однако все было иначе. Это было одним из шагов по уничтожению православной веры в России. 

Сретенский храм, как и многие другие, не избежал официального разграбления. 22 февраля 1922 г. были изъяты: два напрестольных больших серебряных креста, серебряный оклад с напрестольного евангелия из Введенского придела, два серебряных потира, один средний и два малых с полным комплектом, причем у одного не хватало одного блюдца (в один комплект, кроме потира, входят: дискос, звездица, лжица, ковшик, два блюдца), два серебряных кадила, один серебряный ковшик, серебряные ризы с икон Божией Матери «Утоли моя печали», «Казанская» и «Смоленская», серебряные ризы с икон Спасителя, Харалампия и Симеона с Анной.

Однако прихожане всеми силами пытались сохранить ризы своих святынь, а для этого им пришлось многим личным имуществом пожертвовать, чтобы выкупить. Например, чтобы сохранить оклады у икон Божией Матери «Утоли моя печали» и «Смоленская», было внесено серебряных вещей весом 6 фунтов 7 золотников. Это 2 футляра серебряных часов, 1 вазочка, 1 складной стакан, 11 браслетов, 3 бокала, 1 щипцы, 2 детских рожка, 1 ситце, 3 ложки, 1 знак отличия за стрельбу, 2 Георгиевских креста IV степени, 2 шт. запонок, 43 серебряных рубля, 30 серебряных полтинников, 2 шт. серебряных монет по 25 коп., 3 серебряных нагрудных медали, 68 разных колец, 10 нательных крестов, 2 нательные крестовые цепочки, 2 садовые цепочки, 3 брелка, иностранные монеты, 59 серег, 12 шт. разного лома.

Для спасения двух напрестольных крестов, кадила, а так же окладов с икон Спасителя и Казанской Божией Матери, прихожанам пришлось сдавать лом золотом.  

Ввиду того, что все храмы были национализированы, всё церковное имущество объявлялось народным достоянием, прихожанам приходилось заключать договора аренды с приложением списка верующих, чтобы беспрепятственно совершать положенные уставные богослужения. В 1923 году приход Сретенского храма порядком сократился и составлял уже всего 474 человека.

ЗАКРЫТИЕ И РАЗОРЕНИЕ

Сретенский храм, переоборудованный в котельную. Схема изменений в конце ХХ века. 

В 1935 году храм был закрыт, осквернен и разорен. Вся церковная утварь: иконы с иконостасами, паникадила с подсвечниками, облачения с утварью, все было вывезено в неизвестном направлении и уничтожено. Несмотря на усилия прихожан, пытавшихся сохранить свой храм в 20-е годы ХХ века путём заключения договоров об аренде народного достояния,  ничто не помогло и не спасло храм от закрытия.

Утрачена церковная ограда, колокольня снесена до второго яруса. В связи с переоборудованием храма под котельную и установкой водогрейных котлов, были перестроены приделы и трапезная часть храма. 

 В здании летнего храма были установлены межэтажные перекрытия,  оборудован второй этаж, а также смонтирован подвесной потолок, тем самым спрятав на долгие годы филенчатую лепнину свода храма с академическим письмом росписей. Притвор с западной стороны перекрыт потолочными бетонными плитами. Ряд оконных и дверных проемов по всему храму был заложен, а в некоторых местах пробиты новые. Полностью утрачены главы на приделах, а на основном объёме храма купола лишись всех крестов. Пострадал декор фасадов. В непосредственной близости к западной стене, на месте, где когда-то располагался основной вход, была возведена огромная кирпичная дымовая труба, превышающая по высоте сам храм. 

В алтарной абсиде основного храма между окон была разрушена стена и устроены распахивающиеся ворота для приема каменного угля. Свод алтаря Введенского придела был разрушен для устройства марша широкой лестницы, ведущей на второй этаж сквозь пробитый дверной проём восточной стены храма. С улицы на восточной стене до сих пор можно увидеть след от этого разрушения. В Симеоновском приделе был устроен туалет с канализацией, выводящей нечистоты в разоренные склепы вблизи алтаря храма. От Боголюбовского придела не осталось никаких следов. В помещение Харлампиевского придела в западной стене был пробит новый дверной проём, усыпальница со всеми погребениями разорена, а помещение использовалось в качестве красного угла с бюстом Ленина и прочими атрибутами социалистической пропаганды.  Чуть дальше к западу в земле была закопана огромная емкость, цистерна для хранения мазута.

Сретенский храм. г. Кинешма. Российский государственный архив литературы и искусства. https://svodokn.ru/object/110393039?lc=ru




Фото 1970-х годов.

В 1960 году началось активное строительство многоэтажных домов вокруг храма. Землю из котлованов, вырытых под фундаменты домов, сгребали под стены храма. Из-за этого уровень старинного пола оказался ниже уровня земли. Показателем глубины засыпа может служить вход на колокольню, который расположен глубоко в яме.  

Вход на колокольню Сретенского храма г.Кинешма
5 июня 2025 г.


8 июня 2025 г.

Из некогда богатого некрополя каким-то чудом сохранился единственный уцелевший фрагмент надгробного памятника. При рытье траншеи около храма на глубине более полутора метров был найден каменный монолит с затёртыми надписями, указывающими на даты жизни погребённого под ним. Именно его и положили в подножие нового Поклонного креста, возле которого Вы сейчас стоите.

Эскизный проект мемориала у Сретенского храма. 
11 мая 2025 г.

Эскиз баннера "История храма Сретения Господня города Кинешмы и его некрополь". 
Май 2025г.

Баннер "Исторические страницы храма Сретения Господня г.Кинешмы". 
Октябрь 2025г.

Несмотря на то, что в храме продолжала функционировать котельная, в 1957 году решением облисполкома № 394 зданию был присвоен статус памятника архитектуры XVIII века «Сретенская церковь». Оно было поставлено на государственную охрану с присвоением категории охраны "Местная" и кода памятнику 3700166000. Этот шаг со стороны советской власти давал иллюзорную надежду, что храм не будет разрушен. «Охрана» закончилась установкой на стене храма таблички «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Немногие фотографии, дошедшие до нас, могут рассказать о том, что никакой охраны памятника архитектуры не велось, а всё только усугублялось. К северной стене храма до сих пор примыкают трубы теплосети, уродуя и искажая внешний его облик. 

Первый лист Паспорта на памятник истории и культуры СССР «Церковь Сретения». 1973 г.

Последний лист Паспорта на памятник истории и культуры СССР «Церковь Сретения». 1973 г.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Сретенский храм в наши дни. Схема изменений в начале ХХI века.

Казалось, что просвета никогда больше не будет и храм не возродится.

Господь милостив к нам. 

Осенью 2002 года указом управляющего Ивановской епархией архиепископом Амвросием (Щуровым) первым настоятелем возрождаемого Сретенского храма после периода разорения был назначен иеромонах Агапит (Федасов). Однако зимой 2003 года произошли переназначения, в результате которых новым настоятелем был поставлен иеромонах Варнава (Белов).

Макет мраморной мемориальной доски "Храм Сретения Господня. Кинешемская епархия (Московский Патриархат) Построен не позже 1779 г. Закрыт в 1935 г. Возрожден в 2002 г.".

2003 год стал переломным в жизни храма. Общине верующих был отдан красный угол за ненадобностью ввиду того, что коммунистическая идеология более не была востребована и здание пустовало. К тому времени, к сожалению, никто уже не помнил о том, как назывался этот придел под колокольней. Однако история хранила память, что именно здесь, у Сретенского храма, на кладбище были погребены родители Кинешемского епископа Василия (Преображенского), прославленного в 2000 году в лике святых.

Икона святителя Василия, епископа Кинешемского с мощевиком.
Сретенский храм г.Кинешма.

В ноябре 2003 года после ремонта помещения управляющим Ивановской епархией архиепископом Амвросием бывший Харлампиевский придел архиерейским чином был освящён во имя святителя Василия, епископа Кинешемского. Приход получил одноименное название.

Только через десять лет, в 2013 году, по просьбе прихожан к управляющему Кинешемской епархией епископу Илариону (Кайгородцеву) приход был переименован по главному престолу храма – в честь Сретения Господня. 

Казалось бы, всё возвращается на круги своя. Однако оказалось не все так просто, и мытарства храма еще не закончились. Милостью Божией нашелся предприниматель Александр Владимирович Сурков, который в 2016-2017 годах смог выкупить часть храма и передать её прихожанам.

По благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Илариона, епископа Кинешемского и Палехского, 25 декабря 2020 года храму Сретения Господня присвоен статус воинского храма.

Макет мраморной мемориальной доски "Сретенский воинский казачий храм. Статус присвоен 25 декабря 2020 года".

Прошло более двадцати лет с начала возрождения храма в 2002 году,  многое было сделано, но чтобы поднять храм из руин и начать полноценное служение во всех алтарях храма, нужно ещё вложить много труда.


Демонтаж подвесного потолка. 2003 г.
Обнаружена филенчатая лепнина на своде храма.


Орнаменты вокруг филенчатой лепнины. 
Свод Сретенского храма г.Кинешма. 2003 г.

Фрагмент росписи свода Сретенского храма. Г.Кинешма 2003 г.
«Адам и Ева»

«Коронование Богоматери»
Фрагмент уцелевшей композиции росписей XVIII в. 
Боголюбовского придела Сретенского храма. 
2025 г.

Икона «Коронование Богоматери» XVIII в.
Аналог сюжета. Фото из свободного доступа интернета.


НЕКРОПОЛЬ


На сайте храма имеется страница «Некрополь», куда вносятся имена всех, кто был похоронен на кладбище возле Сретенского храма г.Кинешмы. Чтобы посмотреть имеющийся у нас общий список погребённых, необходимо  сканировать QR-код мобильным телефоном и по ссылке перейти на сайт храма, или нажать на выделенные чуть выше слова "страница "Некрополь".

О УПОКОЕНИИ
СВЯЩЕННИКОВ, ДИАКОНОВ, ПСАЛОМЩИКОВ, СТАРОСТ и ПРОСФОРНИЦЫ
КИНЕШЕМСКОГО СРЕТЕНСКОГО ХРАМА

Протоиерея Николая Геннадьевича Клиентова (1836-†?). Служил настоятелем в храме с 1858 г. по 1877 г. 
Иерея Василия Ивановича Воздвиженского (01.07.1842-†?). Служил настоятелем в храме с 01.03.1876 г. по 1888 г.
Иерея Димитрия Викторовича Левикова (1858-†26.11.1895). Служил настоятелем в храме с 1889 г. по 26.11.1895 г.
*Иерея Николая Ивановича Флерова (24.02.1863-†?). Служил настоятелем в храме 29.11.1895 г. по 03.12.1914 г.
Иерея Павла Ивановича Кудрявцева (25.06.1863-†?). Служил вторым священником в храме с 3.01.1912 г. по 29.06.1916 г. 
Иерея Александра Александровича Рязановского (1873-†?). Служил настоятелем в храме с 3.12.1914 г. по 12.08.1919 г. 
Иерея Павла Варфоломеевича Разумовского (1871-†?). Служил вторым священником в храме с 30.06.1916 г. по 11.08.1919 г. С 12.08.1919 г. настоятель храма.
Иерея Владимира Александровича Крылова (20.07.1871-†?). Служил в храме с августа 1919 г.
Иерея Николая Сергеевича Житникова (1884-†1937). Служил в храме с 1922 г. по 1937 г.
*Иерея Александра Николаевича Соболева (25.01.1869-†?). Служил в храме с 25.12.1929 г.
Диакона Павла Евгеньевича Воскресенский (1862-†?). Служил в храме с 18.09.1884 г. по 02.05.1905 г.
*Диакона Василия Евгеньевича Воскресенского (10.01.1969-†?). Служил в храме с 03.05.1905 г. по 1919 г.
Диакона Феодора Васильевича Сотскова (1882-†?). Служил в храме с 12.01.1916 г. по 1918 г.
*Диакона Константина Дмитриевича Горицкого (1873-†?). Служил в храме с марта 1919 г.
Псаломщика Николая Павловича Угрюмова (15.03.1876-†?). Служил в храме с 1912 г. по 1914 г.
Псаломщика Николая Федоровича Иорданского (12.10.1877-†?). Служил в храме с 1912 г. по 1913 г.
Псаломщика Иоанна Алексеевича Веселова (03.01.1891-†?). Служил в храме с 13.02.1913 г. по 1913 г.
Псаломщика Александра Васильевича Беляева (11.11.1894-†?). Служил с 03.08.1914 г. 01.12.1915 г.
Псаломщика Александра Федоровича Доброва (05.04.1881-†?). Служил в храме с 08.07.1915 г. по 1917 г.

*Курсивом выделены ушедшие в обновленческий раскол в 1930 году.

Алексия Ивановича Поленова – кинешемский купец 1 гильдии, Потомственный почетный гражданин г. Кинешмы. Построил дом причта и выделил деньги на содержание причта в 1858 г.
Церковного старосты Павла Степановича Тюрина – кинешемский купец.
Церковного старосты Димитрия Михайловича Черенова (1855-†?) – кинешемский купец, служил в храме с 1901 по 25.11.1918 г.
Церковного старосты Сергия Андреевича Беликова (1881-†?) – мещанин, служил в храме с 26.11.1918 г. по 24.12.1919 г.
Церковного старосты Александра Павловича Модина (1862-†?), служил в храме с 25.12.1919 г.
Просфорницы Евдокии Ивановны Казанской, пекла просфоры в 1896 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

КРАТКИЕ БИОГРАФИИ
СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Священник Николай Геннадьевич Клиентов (1836-†?)
Клиентов Николай Геннадьевич (1836-†?) – сын диакона Никольского храма с. Саметь Костромского уезда Геннадия Петровича Клиентова. С 1857 г. священник Преображенского храма с. Спасское–Шиповых Нерехтского уезда, в 1858 г. перемещен к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы. С 1877 г. и в 1890 г. священник Богородицкого храма, что при доме призрения бедных, г. Кинешмы. В 1893 г. протоиерей Преображенского собора г. Чухломы. В 1899 г. протоиерей Успенского собора г. Кинешмы.
КЛИЕНТОВ Михаил Николаевич (1876-†?) – сын священника Сретенского кладбищенского храма г. Кинешмы (позднее протоиерея Успенского собора г. Кинешмы) Николая Геннадьевича Клиентова. С 1897 г. священник Спасо-Входского собора г. Юрьевца, в 1902 г. перемещен к Александро–Невскому кладбищенскому храму г. Кинешмы. В 1904 г. переведен в Екатеринославскую епархию.

Священник Василий Иванович Воздвиженский (01.07.1842-†?)
Василий Иванович Воздвиженский родился 1 июля 1842 г. в семье священника Георгиевского храма с. Георгиевское, что на реке Ноле, Солигаличского уезда Иоанна Родионовича Воздвиженского.
Василий Иванович Воздвиженский окончил в 1864 году курс Богословия Костромской духовной семинарии по 1 разряду. Высокопреосвященнейшим Платоном Архиепископом Костромским и Галичским определен в 1864 году инспектором и учителем певчих Костромского Архиерейского хора. 
В 1866 году Преосвященнейшим Платоном был рукоположен во священника к Воскресенскому храму села Корба, Кинешемского уезда. С 1867 г. учитель Кинешемского духовного училища по предмету греческий язык. Причислен сверхштата к Кинешемскому Успенскому собору без участия в доходах причта. Определен членом правления Кинешемского духовного училища в 1867 году. Затем определен на должность помощника Смотрителя Духовного училища. За усердную службу по духовно-училищному ведомству награжден набедренником 24 мая 1870 года.
С 10 октября 1872 г. он определен на должность Смотрителя Духовного училища.
31 марта 1874 года за усердную службу ему пожалована бархатная скуфья.
С 1 марта 1876 по 1888 гг. священник Сретенского кладбищенского храма г. Кинешмы.
За отлично-усердную службу по духовному ведомству Святейшим Синодом ему была пожалована бархатная фиолетовая скуфья.
В семействе у него жена Анна Ксенофонтовна, обучалась в Ярославском училище для девиц духовного звания. 
Сыновья: Ксенофонт (1868-†?) В 1886 г. обучался в 6 классе Костромской классической гимназии на содержании отца. Второй сын Николай (1870-†?), закончил Кинешемское духовное училище, обучался в 1886 г. в 1 классе Костромской духовной семинарии. Дочь Мария (1874-†?) обучалась в Ярославском училище для девиц духовного звания. Дочь Анна (1875-†?) обучалась в Костромской женской гимназии.

Священник Димитрий Викторович Левиков (1858-†26.11.1895)
Дмитрий Викторович Левиков родился в 1858 году в семье диакона, позднее священника Никольского единоверческого храма села Гольчиха Кинешемского уезда Виктора Ивановича Левикова.
Дмитрий Викторович Левиков окончил Костромскую духовную семинарию в 1878 году. Был назначен Учителем в Обжерихинское сельское училище Юрьевецкого уезда. Священник Троицкого храма с. Крутцы Макарьевского уезда. В1884-89 гг. второй священник Спасо–Преображенского храма г. Кинешмы. В 1889 г. он перемещен к Сретенскому кладбищенскому храму того же города. С 1892 г. священник Успенского собора г. Кинешмы. 26 ноября 1895 года священник Димитрий Левиков преставился ко Господу.
Его вдова Надежда Ивановна Левикова (урожденная Горская) осталась в возрасте 36 лет с семью сиротами на руках. В 1896 году ее старший сын Геннадий (1880-†?) обучался во 2 классе Костромской духовной семинарии на полном казенном содержании. В 1904 году он учился в Ярославском Демидовском лицее. Дочь Елена (1885-†?) обучалась в 1896 г. в Ярославском женском духовном училище на содержании Костромского епархиального попечительства. 
В 1896 году на содержание малолетних дочерей Марии (1887-†?), Екатерины (1888-†?), Евгении (1892-†?) и Татьяны (1895-†?)  Надежда Ивановна Левикова получала 50 рублей в год от Костромского епархиального попечительства. Пособия от Святейшего Синода на содержание детей она не получала.
В 1904 году дочь Мария уже работала учительницей в Богородицкой приютской церковно-приходской школе г. Кинешмы. Екатерина училась в Ярославском женском духовном училище на содержании Костромского епархиального попечительства. Дочь Евгения обучалась в Московском Епархиальном женском училище, содержалась на стипендию Московского Алексеевского женского монастыря. Татьяна обучалась в одноклассной церковно-приходской школе, что при Алексеевском женском монастыре г. Москвы, содержалась на средства монастыря.

*Священник Николай Иванович Флеров (24.02.1863-†?)
Николай Иванович Флеров родился 24 февраля 1863 г. в семье священника Знаменского храма села Ивановского Нерехтского уезда Иоанна Флерова. Он окончил курс учения в Костромской духовной семинарии с аттестатом разряда 31 июля 1885 г. Утвержден Преосвященнейшим Александром епископом Костромским и Галичским на должность учителя и законоучителя в начальное народное училище при фабрике купца Александра Коновалова, находящегося в Кинешемском уезде с 7.02.1886 г. по 10.01.1889 г.
Преосвященнейшим Александром определен 12 декабря 1888 г. на место священника к Спасо-Преображенскому храму г. Кинешма.
Преосвященнейшим Вениамином, епископом Кинешемским, викарием Костромским рукоположен во священника 24 января 1889 года.
14 декабря 1893 г. иерей Николай Иванович Флеров награжден набедренником за усердную службу.
Через 6 лет, 29 ноября 1895 г. Его Преосвященством Преосвященнейшим Виссарионом, епископом Костромским и Галичским перемещен к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы.
С утверждения Его Преосвященства Преосвященнейшего Августина, епископа Костромского и Галичского определен на должность законоучителя в Спасо-Преображенскую церковно-приходскую школу 7 марта 1889 г. В этой должности был до 7.05.1894 г. Одновременно с 13 мая 1890 г. занимал должность законоучителя в начальном училище при фабрике товарищества Кормилицына и Разоренова, состоящей в приходе означенного Спасо-Преображенского храма. Эту должность занимал шесть лет до августа 1896 г.
Его Преосвященством Преосвященнейшим Виссарионом, Епископом Костромским и Галичским поручено совершение Богослужений и треб в Кинешемском тюремном замке.
Съездом духовенства Кинешемского училищного совета был утвержден членом от Духовенства в Правление Кинешемского духовного училища на трехлетие с 1897 по 1900 годы. Епископом Виссарионом утвержден членом Кинешемского духовного училищного совета в сентябре 1899 года.
Съездом духовенства Кинешемского училищного округа утвержден членом ревизионного комитета для проверки прихода и расхода сумм на содержание Кинешемского духовного училища. 
Поведения иерей Николай Иванович Флеров был очень хорошего. Преосвященнейшим Виссарионом, Епископом Костромским и Галичским награжден фиолетовой бархатной скуфьей 17.12.1896 г.
За отлично усердную службу награжден бархатной фиолетовой камилавкой.
Награжден серебряной медалью на Александровской ленте в Память царствования Государя Императора Александра III. В память 25-летия существования церковно-приходских школ награжден серебряной медалью с изображением Александра III и Николая II.
Его Преосвященством Преосвященнйшим Виссарионом, епископом Костромским и Галичским определен законоучителем начального народного училища при фабрике купцов Разореновых, что близ Кинешмы 14.02.1896 г. 
Судим и штрафован не был. В 1896 году написал 7 поучений, одну речь собственного сочинения и 14 поучений по листам, прилагаемым к каждому номеру журнала «Кормчий». 
Служил в Успенском соборе в Кинешме 3 года с 03.12.1914 г. по 1919 г.
Семья жила в деревянном флигеле на собственной земле в Кинешме. Дом принадлежал супруге о. Николая Марии Васильевне (1866-†?). 
Мария Васильевна окончила курс учения в Ярославском женском духовном училище. Сын Антоний (1893-†?) в 1904 г. обучался в Костромской классической гимназии в приготовительном классе.
В 1930 году священник Николай Иванович Флеров ушел в обновленческий раскол. Дальнейшая его судьба не известна.  

Священник Павел Иванович Кудрявцев (25.06.1863-†?)
Кудрявцев Павел Иванович (25.06.1863-†?) – сын священника Владимирского храма села Болдырева Пустынь Юрьевецкого уезда Ивана Ивановича Кудрявцева. Окончил Костромскую духовную семинарию 31 июля 1885 года.
Определен во священника 20 февраля 1886 г. к Христорождественскому храму села Сосновец Юрьевецкого уезда. Назначен законоучителем земской школы 10 сентября 1886 г. 
Имел темно-бронзовую медаль за труды по переписи населения 1897 года. За особое усердие в трудах по народному образованию награжден медалью «В память 25-летия существования церковно-приходских школ».
Назначен благочинным Совета с 1909 г. по 1911 г.
Перемещен к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы на 2 вакансию священника с 3 января 1912 года. В походах не был. Выполнял особые поручения Епархиального начальства. Совершал богослужения и исполнял требы в Кинешемском тюремном замке и выполнял обязанности при приведении к присяге свидетелей и других лиц во временных сессиях Костромского окружного суда г. Кинешмы. Принимал участие в Кинешемском съезде земских начальников с 22.02.1912 г.
Священник Павел Иванович Кудрявцев награжден 16 марта 1913 г. Орденом Святой Анны 3 степени.
С 1916 г. и в 1918 г. священник Богородицкого храма, что при доме призрения бедных, г. Кинешмы.
Был женат на Марии Васильевне (05.02.1860-†?), она окончила курс гимназии в г. Муром, Владимирской губернии.
Дети: Иван (24.07.1894-†?). Обучался в 1912 г. Московском Императорском университете. Петр (22.08.1896-†?) и Павел (28.07.1903-†?) обучались в 1912 г. в Шуйской классической гимназии.

Священник Александр Александрович Рязановский (1873-†?)
 Александр Александрович Рязановский (1873-†?) – сын священника Покровского храма села Понга Кологривского уезда Александра Федоровича Рязановского. Окончил Костромскую духовную семинарию 28 июня 1894 года со званием студента.  С 16 сентября 1895 г. надзиратель при Кинешемском духовном училище. 11 декабря 1895 г. определен на должность учителя чистописания в том же училище. 
Александр Александрович Рязановский рукоположен во священника 19 февраля 1897 года к Всехсвятскому храму Надеждинского завода Верхотурского уезда Пермской губернии. Утвержден 4 октября 1897 года в должности члена Богословского отделения Екатеринбургского епархиального училищного совета. 11 июля 1897 г. утвержден в должности члена благочиннического совета 5 округа Верхотурского уезда. Занимал должность законоучителя Надеждинского народного училища с 29 марта 1897 г. Утвержден в должности члена строительного комитета по устройству при Надеждинском заводе нового каменного храма.
Перемещен 4 мая 1901 года в село Балаирское Камышловского уезда Пермской губернии. Определен 6 октября 1901 года к Петропавловскому храму села Комарово Оленского уезда Пермской губернии. Состоял законоучителем Комаровского училища с 6.10.1901 г.
19 февраля 1902 г. перемещен к Успенскому храму города Чердынского Пермской губернии. 3 июня 1902 года вошел в состав училищного совета Чердынского правления Пермской епархии с назначением делопроизводителем. Назначен законоучителем Чердынского ремесленного училища 10 января 1903 года. Состоял законоучителем в приготовительном классе Чердынской про-гимназии, до ее закрытия 20.08.1904 г. и в Чердынском приходском училище с 6.10.1904 г.
Утвержден 2 марта 1907 года следователем по духовным делам на трехлетие с 1908 по 1910 год.
С 1 октября 1909 г. священник Градо–Кунгурского Успенского храма Пермской епархии. Состоял законоучителем Закренского земского училища с 1.10.1909 г. Назначен законоучителем 2 класса Успенской двухклассной церковно-приходской школы с 11.10.1909 г. 
Назначен членом Кунгурского отделения Пермской епархии 21.09.1909 г. Назначен благочинным Кунгурских храмов 28.09.1911 г.
В 1913 г. перемещен на вторую вакансию священника в Успенский собор г. Кинешмы Костромской губернии. Назначен ризничим Собора 10.03.1913 г. Назначен депутатом от духовенства на экзамены в Кинешемское реальное училище и женскую гимназию 27 августа 1913 года.
1 января 1914 года он был назначен заведующим и законоучителем Соборной церковно-приходской школы.
Согласно прошению от 3 декабря 1914 г. перемещен на первую вакансию к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы. Утвержден 19 февраля 1915 г. депутатом на училищные съезды с 1915 по 1917 годы. Назначен законоучителем в Веткинское фабричное училище с 1 января 1915 года. Назначен 2 сентября 1917 года законоучителем в 1 мужское приходское училище и в Веткинское фабричное училище. 
Награжден 8.01.1901 г. набедренником, 22.03.1903 г. бархатной скуфьей, 6.05.1911 г. камилавкой. Медалью в Память 300-летия Дома Романовых.
В семействе у него жена Анастасия Алексеевна (28.10. 1873-†?).
Иерей Александр Александрович Рязановский (1873-†?) служил настоятелем в храме с 3.12.1914 г. по 12.08.1919 г.
Дети: Татьяна (28.05.1900-†?) обучалась в Кинешемской женской гимназии;
Николай (25.07.1901-†?), обучался в Кинешемском реальном училище;
Зинаида (26.10.1902-†?), обучалась в Кинешемской женской гимназии;
Анастасия (11.10.1907-†?);
Александр (03.12.1913-†?).

Священник Павел Варфоломеевич Разумовский (1871-†?)
 Павел Варфоломеевич Разумовский (1871-†?) – сын священника Ильинского храма села Куекша Кинешемского уезда, позднее протоиерея Воскресенского храма города Солигалича Варфоломея Яковлевича Разумовского. Окончил Костромскую духовную семинарию в 1891 году. Рукоположен во диакона 26 января 1892 года, затем во священника 30 января 1892 года к приходу Николаевского храма села Двоюникольское Галичского уезда Костромской губернии. Состоял законоучителем церковно-приходской школы.
Переведен 5 ноября 1897 г. на вторую вакансию священника Никольского храма села Большое Яковлевское Нерехтского уезда. Определен 12 ноября 1897 г. законоучителем Яковлевской церковно-приходской школы. Определен старшим священником при этом храме. Утвержден законоучителем Яковлевского земского одноклассного училища. Награжден серебряным наперсным крестом 14 мая 1896 г. За труды по переписи населения награжден темно-бронзовой медалью в 1897 г.
7 июня 1898 г. награжден набедренником.
23 февраля 1901 г. ему пожалована фиолетовая скуфья, камилавка в 1908 г. За труды по народному образованию ему преподано Архипастырское благословение 12 декабря 1906 г. В 1912 году награжден книгой «Библия». В Память 300-летия Дома Романовых награжден крестом на Владимирской ленте и светло-бронзовой медалью на Георгиевской ленте 21.02.1913 г. Награжден золотым наперсным крестом 6 мая 1916 г.
С 30 июня 1916 г. переведен на вторую вакансию священника к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы. Назначен законоучителем Поповского начального училища 20 сентября 1917 г.
Иерей Павел Варфоломеевич Разумовский (1871-†?) служил вторым священником в храме три года с 30.06.1916 г. по 11.08.1919 г. Затем он был назначен 12 августа 1919 г. настоятелем Сретенского храма г. Кинешма.
Для изучения дальнейшей судьбы необходимо провести дополнительные исследования.
В семействе у него жена Римма Алексеевна урожденная Дроздова (01.02.1875-†?).
Дети: Анна (17.09.1893-†?) девица, училась в 1917 г. на высших курсах в Петрограде, Мария (20.03.1901-†?) обучалась в Кинешемской гимназии, Николай (5.12.1914-†?) в 1917 г. был при родителях.

Священник Владимир Александрович Крылов (20.07.1871-†?)
Владимир Александрович Крылов родился 20 июля 1871г. в семье священника Никольского храма села Зарайское Юрьевецкого уезда Костромской губернии (позднее священника Никольского единоверческого храма села Гольчиха Кинешемского уезда) Александра Васильевича Крылова. Владимир Александрович Крылов окончил 1 класс Костромской духовной семинарии. Окончил курс Вифанской духовной семинарии в 1894 г. 
С 1895 г. учитель и законоучитель в одноклассном министерском училище при фабрике товарищества Юрьевецкой мануфактуры. С 1900 г. священник Троицкого храма села Крутцы Макарьевского уезда, с 1904 г. священник Никольского храма села Никольское, что при устье реки Меры, Кинешемского уезда. 17 февраля 1905 г. награжден набедренником, а 5 сентября 1910 г. пожалована бархатная фиолетовая скуфья. От Святейшего Синода за труды по народному образованию была подарена книга «Библия». С 1910 г. по 1918 г. священник вновь устроенного Богородицкого храма села Долматово, что при фабрике Долматовской мануфактуры Кинешемского уезда. 27 марта 1917 г. награжден бархатной фиолетовой камилавкой. С 1910 по 1919 г. состоял законоучителем Долматовской церковно-приходской школы. С 18.01.1912 г. по 30.11.1915 г. состоял законоучителем Гусинской земской школы. 
С июня 1917 г. председатель 8 Кинешемского духовного управления. С С августа 1919 г. второй священник Сретенского кладбищенского храма г. Кинешмы. С 30.09.1919 г. член благочиннического совета 1 Кинешемского округа.
Женат был на дочери священника Олимпиаде Сергеевне (1875-†?). Дети: Наталья (14.10.1901-†?) в 1919 г. обучалась в школе 2 ступени. Сергей (27.03.1906-†?) обучался в школе 1 ступени.
Для изучения дальнейшей судьбы необходимо провести дополнительные исследования.

Священник Николай Сергеевич Житников (1884-†1937)
Родился в 1884 году в г. Переславле-Залесском Владимирской губернии. В 1912 г. рукоположен в сан священника к храму села Толпыгино Середского уезда, где прослужил до 1919 года. С 1922 г. до момента закрытия храма служил в Сретенском храме г.Кинешмы, был благочинным храмов города. 
Отец Николай был в дружбе со многими духовными людьми - Патриархом Тихоном, епископом Кинешемским Василием, старицей Марфой Лаврентьевной, особенно же с блаженным Максимом Ивановичем, свидетелем праведной кончины которого он стал. В 1929 году о. Николай был арестован. На вопрос следователя, как он думает, почему его арестовали, священник ответил: «- Причин моего ареста я объяснить не могу. О том, что высланный ОГПУ епископ Василий благословил своих последователей посещать только один храм, в котором служу я, - мне неизвестно. Епископ Василий мне ничего не говорил об этом, хотя я с ним и виделся. Его последователи и члены кружков ревнителей православия также ничего мне не говорили. Прихожане Знаменской церкви, в которой служил епископ Василий, ходят ко мне в храм на богослужения, а также и во время служения второго священника нашего храма». В другой раз  о.Николай был арестован в 1937 году и, по-видимому, тогда же был расстрелян в городе Иваново. 
 
Священник Николай Сергеевич Житников (1884-†1937)

Диакон Павел Евгеньевич Воскресенский (1862-†?)
Диакон Павел Евгеньевич Воскресенский родился в 1862 г. в семье пономаря Бого-Отцовского храма г. Костромы. Обучался он в Костромском духовном училище и по окончании курса учения Преосвященнейшим Геннадием Епископом Кинешемским, Викарием Костромским определен 4 июня 1879 г. на должность пономаря к Преображенскому храму села Спасского Буйского уезда Костромской губернии.
27 марта 1881 года он был перемещен на должность псаломщика к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы. Преосвященнейшим Геннадием, Епископом Кинешемским посвящен в стихарь 24.11.1880 г.
Преосвященнейшим Александром, Епископом Костромским и Галичским посвящен в диакона к Сретенскому храму г. Кинешмы на вакансию псаломщика 18 сентября 1884 г.
Судим и штрафован не был. Под судом и следствием не состоял. Чтение, пение и катехизис знал хорошо. Награжден серебряной медалью на Александровской ленте в Память царствования Государя Императора Александра III. 
В семействе у него жена Анна Степановна (1864-†до 1904 г.), дочь священника, читать и писать умела. Поведения очень хорошего. Судима и штрафована не была.
В 1904 г. диакон Павел Воскресенский записан в клировой ведомости вдовцом. Сын Николай (1883-†?) окончил КДС в 1903 г. и поступил на должность в Костромскую контрольную палату. Дочь Екатерина (1886-†?) к 1904 году видимо умерла.

*Диакон Василий Евгеньевич Воскресенский (10.01.1869-†?)
Василий Евгеньевич Воскресенский (10.01.1869-†?) – сын пономаря Бого-Отцовского храма г. Костромы Евгения Воскресенского. Окончил 4 класса Костромской духовной семинарии в 1891 г. Сдал экзамены на звание учителя народных училищ при Реальном училище Костромы. 
Со 2 декабря 1892 по 1896 г. псаломщик Покровского храма, что в Полянской слободе, г. Костромы. Посвящен в стихарь 2 июня 1894 г. Рукоположен во диакона на штатную вакансию к приходу. С 1896 г. диакон–псаломщик Троицкого храма села Емсна Нерехтского уезда Костромской губернии. Служил с 14 сентября 1896 г. по 2 мая 1905 г.
По своему желанию перемещен с 3 мая 1905 г. на должность псаломщика Сретенского кладбищенского храма г. Кинешмы. С 26 января 1912 г. утвержден на штатную должность диакона. В 1913 г. в Память 300-летия Дома Романовых был награжден крестом и бронзовой медалью.
Жена – Анна Михайловна, дочь коллежского секретаря Костромской казенной палаты Михаила Преображенского. По окончании двухклассного Макарьевского училища обучалась на медицинских курсах при Костромском женском монастыре. Получила звание фельдшера.
Дети: Екатерина (17.10.1898-†?) учительница в Кинешемском уезде, Мария (30.09.1900-†?) обучалась в 1917 г. 6 классе Кинешемской женской гимназии. Николай (17.05.1903-†?) и Евгений (26.11.1904-†?) обучались в 1917 г. в 3 классе Костромского духовного училища, Серафим (12.07.1909-†?) учился в приходском Кинешемском училище, Михаил (18.04.1913-†?) при родителях.
Служил в Сретенском храме с 3.05.1905 по 1919 г. В Костромском архиве клировые ведомости заканчиваются 1919 г. Для изучения дальнейшей судьбы необходимо провести дополнительные исследования.
В 1930 году диакон Василий Евгеньевич Воскресенский ушел в обновленческий раскол. Дальнейшая его судьба не известна.  

Диакон Феодор Васильевич Сотсков (1882-†?)
Феодор Васильевич Сотсков родился в 1882 году в крестьянской семье. Образование он получил домашнее. Был послушником Николо-Бабаевского монастыря. Определен 4 апреля 1904 г. алтарным служителем Костромского кафедрального собора. 28 октября 1905 г. определен на должность псаломщика Вознесенского храма села Вознесенское Варнавинского уезда Костромской губернии. Перемещен 10 августа 1909 года к храму села Баков того же уезда. Определен 19 апреля 1912 г. к Успенскому храму села Тетеринского Нерехтского уезда.  Награжден медалью в Память 300-летия Дома Романовых.
Перемещен 12 января 1916 г. на вторую должность псаломщика к приходу Сретенского кладбищенского храма г. Кинешмы. Рукоположен во диакона 12 июня 1916 г.
Жена Екатерина Михайловна в 1917 г. 30 лет.

*Диакон Константин Дмитриевич Горицкий (1873-†?)
 Константин Дмитриевич Горицкий родился в 1873 г. в семье диакона в г. Костроме. Он окончил 2 класса Костромской духовной семинарии в 1889 г. С 1894 г. он диакон Благовещенского храма г. Судая Чухломского уезда Кинешемской губернии. В 1897 г. перемещен к Воскресенскому храму, что на Площадке г. Костромы 23 января 1913 г. перемещен к Успенскому кафедральному собору г. Кинешмы. В 1918 г. уволен за штат, откомандирован к Ильинскому храму села Погост Кинешемского уезда. 
С 12 марта 1919 г. диакон–псаломщик Сретенского кладбищенского храма г. Кинешмы.
Был женат на Александре Александровне (05.10.1872-†?). Дети: Симеон (23.01.1897-†?) и Валериан (29.12.1897-†?) в 1919 г. были красноармейцами. Александр (04.03.1901-†?) был школьным работником в Заборской школе Троицкой волости Кинешемского уезда. Виталий (25.01.1903-†?) счетовод в Советской Кинешемской типографии. Валентина (24.12.1907-†?) и Елена (12.10.1909-†?) в 1919 г. обучались в Советской школе 1 ступени. Тамара (28.12.1913-†?).
В Костромском архиве клировые ведомости заканчиваются 1919 г. 
В 1930 году диакон Константин Дмитриевич Горицкий ушел в обновленческий раскол. Дальнейшая его судьба не известна.  

Псаломщик Николай Павлович Угрюмов (15.03.1876-†?)
Николай Павлович Угрюмов родился 15 марта 1876 г. в семье мещан города Никольска Вологодской губернии. Окончил 2 класса городского Никольского училища Вологодской губернии. Был послушником Авраамиева городского монастыря. Определен 1 июля 1900 г. на должность псаломщика в село Олтухово Нерехтского уезда. В стихарь был посвящен 12 августа 1901 г. По своему желанию 19 мая 1904 г. был перемещен в село София-Валуево Чухломского уезда. 
За штатом был по болезни с 3.05.1909 по 31.08.1909 г. По своему желанию был определен в с. Горинское Чухломского уезда 13 августа 1909 г. Псаломщик Николай Угрюмов имел деревянный одноэтажный дом, крытый соломой в селе Горинском Буйского уезда.  
По своему желанию перемещен к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы на 1 вакансию в 1912 г. В походах не был. Епархиальным начальством было поручено отправление богослужений и треб в Кинешемском тюремном замке. 
В 1913 г. в Память 300-летия Дома Романовых был награжден бронзовой медалью.
Женат был на дочери псаломщика села Ножкина Чухломского уезда Петра Любищева Марии (20.06.1876-†?). Она окончила земскую школу в селе Ножкино. 
Дети: Вениамин (17.09.1901-†?) обучался в Кинешемском духовном училище, Клавдия (30.04.1904-†?) обучалась в Кинешемском женском училище, Мария (25.02.1907-†?), Анатолий (14.01.1910-†?).
Псаломщик Николай Павлович Угрюмов (15.03.1876-†?) служил в Сретенском храме с 1912 г. по 1914 г.
Псаломщик Николай Федорович Иорданский (12.10.1877-†?)
Николай Феодорович Иорданский родился 12 октября 1877 г. в семье почетного гражданина города Костромы Федора Константиновича Иорданского. Николай Федорович окончил Костромское духовное училище. Он был определен 28 августа 1896 г. на должность псаломщика в храм Воскресения словущего села Кужбал Кологривского уезда, Костромской губернии. Псаломщик Николай Федорович Иорданский был женат на дочери псаломщика села Кужбал Марка Воскресенского Татьяне. 
В 1912 году по своему желанию был перемещен к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы. В военных походах не был. Епархиальным начальством ему было поручено отправление богослужений и треб при Кинешемском тюремном замке.
В клировой ведомости за 1913 г. в списке клира не значится.
Дети: Александра (06.05.1898-†?) обучалась в Кинешемском епархиальном женском училище. Алексей (26.02.1901-†?) обучался в Кинешемском духовном училище. Елена (05.05.1902-†?) обучалась в Кинешемском епархиальном женском училище. Серафим (10.10.1904-†?) обучался в Кинешемском земском училище. Наталья (26.08.1908-†?) и Таисия (10.04.1911-†?) в 1912 г. были при родителях.
Псаломщик Николай Федорович Иорданский (12.10.1877-†?) служил в Сретенском храме с 1912 г. по 1913 г.

Псаломщик Иван Алексеевич Веселов (03.01.1891-†?)
Псаломщик Иван Алексеевич Веселов родился 3 января 1891 г. в семье крестьян. В апреле 1904 г. окончил курс в Иконниковском начальном народном училище Галичского уезда Костромской губернии. Он был зачислен 6 июня 1912 года на 4 вакансию псаломщика к Галичскому собору без права получения дохода. 
13 февраля 1913 г. определен на должность псаломщика к Сретенскому храму г. Кинешмы. Пользовался отпуском по болезни с 01.07.1913 г. по 15.08.1913 г. с разрешения начальства. Епархиальным начальством ему было поручено отправление богослужений и треб при Кинешемском тюремном замке.
В 1913 г. в Память 300-летия Дома Романовых был награжден бронзовой медалью.
В 1913 году холост.

Псаломщик Александр Васильевич Беляев (11.11.1894 -†?)
Александр Васильевич Беляев родился 11 ноября 1894 г. в семье священника Успенского храма села Сенной Чухломского уезда Костромской губернии. Он окончил курс в Чухломском высшем начальном городском училище в 1913 г. Был послушником при Ипатьевском монастыре г. Костромы. Определен 3 августа 1914 г. на вторую вакансию псаломщика к Сретенскому кладбищенскому храму г. Кинешмы.
В 1914 г. холост, никому из членов причта не в родстве. Поведения весьма хорошего.
Псаломщик Александр Беляев был уволен за штат 1 декабря 1915 г.  Он был взят на действительную военную службу. 

Псаломщик Александр Федорович Добров (05.04.1881-†?)
Александр Федорович Добров родился 5 апреля 1881 г. в семье дьячка Архангельского храма села Кувакина Нерехтского уезда Костромской губернии Федора Доброва. 14 мая 1905 г. посвящен в стихарь. Проживал в Николо-Бабаевском монастыре в послушниках с 1895 г. по 1899 г.
Служил вольнонаемным псаломщиком при Богородицком Скорбященском храме, что при Костромской губернской больнице с 15 сентября 1900 г. по 26 июня 1901 г. Состоял псаломщиком при Успенском храме села Даниловское Кинешемского уезда с 27 июня 1901 г. по 27 сентября 1902 г. Состоял псаломщиком в селе Хмелевом Варнавинского уезда с 28 сентября 1902 г.
25 февраля 1909 г. перемещен к Богородицкому храму погоста Ананьин Конец Кинешемского уезда, Костромской губернии.
По своему желанию перемещен 8 июля 1915 г. к Сретенскому храму г. Кинешмы на первую вакансию псаломщика.
Жена- Мария Александровна (14.02.1886-†?).
Дети: Леонид (04.06.1903-†?) обучался в 1917 г. в высшем начальном Кинешемском городском училище, Людмила (13.08.1905-†?) и Елизавета (06.08.1908-†?) обучались в двухклассном Кинешемском женском училище. Елена (01.07.1911-†?) и Геннадий (26.12.1913-†?) в 1917 г. при родителях.

Староста храма Дмитрий Михайлович Черенов (1855-†?) 
Кинешемский купец Дмитрий Михайлович Черенов имел свою землю и двухэтажный дом. Гласный Кинешемской городской Думы с 1890 по 1929 гг. Окончил курсы в народном училище в декабре 1901 г. Избран городской думой заместителем церковного старосты к Сретенскому храму в 1901 г. Состоял старостой Сретенского храма до 1917 г. возможно и дольше. Состоял временно исполняющим должность ректора при Кинешемском общественном банке в 1904 г. Был женат и имел двух сыновей, сноху и двух дочерей.

 
Черенов Дмитрий Михайлович с дочерью Надей

Черенов Дмитрий Михайлович с дочерью Леной

Семья Череновых 1910-е

Семья Череновых

Семья Череновых.

Староста храма Сергей Андреевич Беликов (1881-†?)
Сергей Андреевич Беликов родился в семье мещан г.Кинешмы. Он имел на Ново-Сретенской слободе на арендованной земле деревянный дом. Образование он получил домашнее. С 26 ноября 1918 г. он был назначен церковным старостой Сретенского храма г. Кинешмы.
В семействе у него была жена Мария Николаевна (1882-†?). Дети: Нина (1907-†?), Виталий (1908-†?), Валентина (1910-†?). Все трое детей обучались в 1918 г. в Кинешемском приходском училище.

Церковный староста Александр Павлович Модин (1862-†?)
Александр Павлович Модин родился в семье мещан г. Кинешмы. Обучался в приходском училище. Состоял заведующим конторского склада нефтяных остатков в Кинешемском обществе «Мазут». Состоял церковным старостой Сретенского храма с 25 декабря 1919 г. Он был женат на Надежде Васильевне (1865-†?).  Дети: София (1893-†?), Николай (1901-†?), Сергей (1903-†?), Василий (1907-†?), Георгий (1909-†?), Нина (1911-?).

Просфорница
1896 год. Просфорница Евдокия Ивановна Казанская вдова псаломщика Спасо-Преображенского храма. 

*Курсивом выделены ушедшие в обновленческий раскол в 1930 году.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ 
СРЕТЕНСКОГО ХРАМА Г. КИНЕШМЫ.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

ДУХОВЕНСТВО ВОЗРОЖДЕННОГО ХРАМА
СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Иеромонах Агапит (Сергей Николаевич Федасов), (род.21.06.1977), служил настоятелем храма с 29.10.2002 г. по 13.01.2003 г.
Иеромонах Варнава (Михаил Александрович Белов), (род.25.08.1971-†23.01.2011), служил настоятелем в храме с 13.01.2003 г. по 20.04.2007 г.
Иеромонах Севастиан (Александр Сергеевич Галицкий), (род.10.07.1972), служил настоятелем храма с 2.04.2007 г. по 1.08.2012 г..
Протоиерей Димитрий Иванович Сазонов, (род.12.09.1963), служил настоятелем храма с 2013 по 22.03.2015 г.
Иеромонах Досифей (Юрий Шевкетович Галилеев), (род.23.07.1976-†01.12.2020), служил настоятелем храма 23.03.2015 г. по 01.12.2020 г.
Иерей Николай Геннадьевич Семизоров, (род.18.10.1969), с 02.12.2020 г. и по настоящее время служит настоятелем храма.
Священноинок Александр (Завьялов), (род.10.08.1974), служил вторым священником с 30.04.2025 г. по 08.10.2025 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

КРАТКИЕ БИОГРАФИИ 
ПОЧИВШИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
ВОЗРОЖДЕННОГО СРЕТЕНСКОГО ХРАМА

Иеромонах Варнава (в миру Михаил Александрович Белов)
(25.08.1971-†23.01.2011).
Михаил Александрович родился 25 августа 1971 года в Кинешме. После 8-го класса поступил на декорационное отделение Нижегородского театрального училища, которое успешно окончил в 1990 году, защитив диплом по теме «Древнерусское церковное облачение». По окончанию училища вернулся в Кинешму, где реализовал себя как художник, поэт, философ. Активно творчески воздействуя на формирование культурной среды города, являлся одним из идейных вдохновителей «Кинешемского андеграунда». В 1994-1997 годах организовывал издание художественно-религиозного журнала «Реакция». Был участником многочисленных городских, областных и зональных выставок и пленэров.
В октябре 1991 года стал алтарником Свято-Богоявленского храма в Заволжске. С 1997 года публиковал статьи на православные темы в газетах и журналах, сотрудничал с местным телевидением. 28 июня 2001 года был пострижен (кем пострижен?) в монашество с именем Варнава. Архиепископом Амвросием (Щуровым) 8 июля 2001-го рукоположен в диакона, а 18 июля – в иерея. С 18 июля 2001-го по 31 июля 2003-го являлся настоятелем храма Успения Богородицы в селе Пешково Кинешемского района. 13 января 2003 года был назначен настоятелем Сретенского храма города Кинешмы. 20 апреля 2007 года отец Варнава подал прошение Епископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому Иосифу (Македонову) о почислении за штат Иваново-Вознесенской Епархии с правом перехода в другую епархию Русской Православной Церкви, которое было удовлетворено.
Ушел из жизни 23 января 2011 года, немного не дожив до своего сорокалетия, однако оставил богатое и разнообразное творческое наследие, которое ещё нуждается в изучении и осмыслении. Белов был не столько живописцем, сколько философом и богоискателем. Искусство для него являлось одним из средств постижения высшей Истины.
В своём дневнике Михаил писал: «Нельзя познать Бога через жизнь, только через слияние жизни и смерти в одно сакральное переживание бытия. Поэтому творец должен умереть для всего преходящего, в том числе и для искусства».
Похоронен отец Варнава на Кинешемском кладбище «Затенки».


Иеромонах Досифей (в миру Юрий Шевкетович Галилеев)
(23.07.1976-†01.12.2020)
Юрий Шевкетович Галилеев родился 23 июля 1976 г. в г. Кинешма. После школы поступил в Юрьевецкий сельскохозяйственный техникум, который окончил в 1995 г.10 сентября 1995 г. принял монашеский постриг с именем Досифей в честь преподобного Досифея Палестинского, ученика преподобного аввы Дорофея. Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским 10 марта 1996 г. рукоположен в сан диакона, 7 апреля 2000 г. – в сан иеромонаха.
В 2006 г. окончил Свято-Алексеевскую Иваново-Вознесенскую Православную духовную семинарию. В 2005 г. награжден наперсным крестом; в 2012 г. - правом ношения палицы. Служил в Макариев-Решемском монастыре с. Решма Кинешемского района, больничном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Помощница в родах» г. Иваново, Христорождественском храме с. Сосновец Родниковского района, Троицко-Успенском кафедральном соборе г. Кинешма, храме Вознесения Господня г. Кинешма. Последним местом служения иеромонаха Досифея был храм Сретения Господня г.Кинешма, где он был настоятелем с 23 марта 2015 г. Исполнял послушание помощника благочинного по работе с молодежью Кинешемского городского округа. Преподавал вероучительные дисциплины в Воскресной школе при Кинешемском Епархиальном управлении. Являлся куратором и участником экспериментально-инновационной православной детской площадки на базе МБДОУ детский сад №22 г. Кинешма.
Преставился ко Господу 1 декабря 2020 г. 3 декабря после Божественной Литургии состоялось отпевание. Похоронен отец Досифей на Кинешемском кладбище «Затенки».


ИСТОЧНИКИ

1. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д. 720 л.54об-55, 55об-56, 56 об-57 1884 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа, Покровской единоверческой церкви с. Новопокровское Кинешемского уезда. Ведомость Сретенской кладбищенской церкви. г. Кинешма.
2. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.5. л. 3об-4, 4об-5, 6об-7 1886 год. Комплектные сказки церквей I-VIII Кинешемских благочиннических округов 1886 г.», «Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви», «Ведомость о Спасо-Преображенской церкви».
3. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.735 л. 58об-59, 59об-60, 60об-61, 61об-62. 1887 г. Клировые ведомости церквей 1 Кинешемского благочиннического округа, Покровской единоверческой церкви с. Новопокровское Кинешемского уезда. 
4. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д. 864 л. 78об-79, 80об-81, 82об-83, 83об-84. 1896 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1896 г. Ведомость о Сретенской церкви г. Кинешма. 
5. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.893 л. 97об-98, 98об-99, 99об-100. 1899 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1899 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма. 
6. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.910 л. 97об-98, 98об-99, 99об-100. 1900 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1900 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
7. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.927 л. 84об-85, 85об-86, 86об-87, 87об-88, 1901 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1901 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
8. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.931 л. 70об-71, 72об-73, 73об-74, 75об-76, 76об-77, 1902 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1902 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
9. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.948 л. 82об-83, 83об-84, 84об-85, 85об-86, 86об-87, 1903 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1903 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
10. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.362 л. 11, 11об, 12, 12об-13, 1904 год. Клировая ведомость Спасо-Преображенской, Успенской, Сретенской кладбищенской церквей г. Кинешмы. 
11. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.982 л. 86об-87, 88об-89, 89об-90, 91об-92, 1905 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1905 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
12. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.1055 л. 97об-98, 98об-99, 99об-100, 100об-101, 101об-102, 102об-103, 103об-104, 104об-105, 105об-106, 1912 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1912 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
13. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.1071 л. 93об-94, 98об-99, 99об-100, 100об-101, 101об-102, 102об-103, 103об-104, 1913 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1913 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
14. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.1076 л. 67об-68, 68об-69, 69об-70, 70об-71, 71об-72, 73об-74, 74об-75, 76об-77, 78об-79, 79об-80, 1914 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1914 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
15. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.1087 л. 62об-63, 65об-66, 66об-67,67об-68, 68об-69, 69об-70, 74об-75  1915г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1915 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
16. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.1095 л52об-53, 53об-54, 58об-59 1916 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Кинешемского Успенского монастыря за 1916 г. Ведомость о Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешма.
17. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 11 д. 2087, л. 47об-48, 50об-51, 51об-52, 52об-53, 1917 г. Сведения о церквах и священнослужителях по 1 Кинешемскому округу Костромской епархии. Ведомость Сретенской церкви.
18. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 11 д. 2243, л. 39об-40, 45об-46 1918 г. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа. Ведомость Сретенской церкви. 1918 г.
19. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 11 д. 2312, л. 26об-27, 36об-37. Клировая ведомость церквей 1 Кинешемского благочиннического округа Костромской епархии. Ведомость Сретенской церкви. 1919 г.
20. Костромская духовная семинария: Историческая энциклопедия / Под общ. ред. митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. – Кострома: Костромская духовная семинария, 2019.– 848 с. 
Священник Воздвиженский Василий Иванович, выпуск КДС 1864г. стр.458.
Священник Левиков Дмитрий Викторович, выпуск 1878 г. стр. 505.
Священник Кудрявцев Павел Иванович, выпуск 1885 г. стр. 532.
Священник Флеров Николай Иванович, выпуск КДС 1885 г. стр. 534.
Священник Крылов Владимир Александрович, выпуск КДС 1888. Стр. 555.
Священник Разумовский Павел Варфоломеевич выпуск КДС1893,стр. 573.
Диакон Воскресенский Василий Евгеньевич, вып. КДС 1891 г., стр. 574.
Священник Александр Александрович Рязановский вып. КДС 1894.стр.591.
21. ГАКО: Ф.130, Оп.11, Д.2312, Л.6об-7. «Клировая ведомость Успенского собора г. Кинешма за 1919 г.».
22. Интернет-источник ВКонтакте. Протоиерей Димитрий Сазонов «Святые и святыни Костромского края». https://vk.com/wall-80935906_4407?to=L3dhbGwtODA5MzU5MDZfNDQwNz90bz1MM2RoYkd3dE9EQTVNelU1TURaZk5EUXdOejgt
23. Интернет-источник ВКонтакте. Протоиерей Димитрий Сазонов «15 февраля 2024 г. Праздник Сретения Господня» https://sazonow.ru/kalendar/1429-15-fevralya-2024-prazdnik-sreteniya-vstrechi-gospodnya
24. Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, с. 113; ИАК, 1909, с. 180–181; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 452-453.
25. «РУССКИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ НЕКРОПОЛЬ». Великий князь Николай Михайлович Романов. Том I (единственный изданный). Москва, 1914 https://is-tok.ru/rpn/
26. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.35–36,246,246,265,270–271. Иерей Николай Сергеевич Житников.
27. Соборная библиотека. Историко-краеведческие материалы о Костромской земле. https://bibl-kostroma.ru/книги-сборники-альманахи/к?ysclid=ma5s18crtg579438227
28. Благотворительный фонд сохранения наследия святителя Василия, епископа Кинешемского. https://svkineshma.ru/
29. План г. Кинешмы Костромской губернии с обозначением и описанием улиц, мест и зданий. 1834 г. (графика) [Дело]. - 1:4 200, 50 саж. в 1 англ. дюйме. - 1834. - 1 л. ; 48×66 см. - (Фонд Планы и чертежи гражданской архитектуры. Коллекция). - Рукописный текст. Бумага. Тушь, акварель.На обложке название фонда и описи: г. Кинешма - Костромская губ. Оригинальный заголовок дела: План города: 1834. https://www.prlib.ru/item/357564
30. Государственный архив Костромской области (ГАКО) Ф. 130 Оп. 9 д.780 Л. 181об.-182, 182об.-183, 183об.-184, 185об-186, 186об-187,187об.-188 Исповедные росписи 1,3,4 Кинешемского благочиннических округов за 1889 год. Духовная ведомость Сретенского храма г. Кинешма.
31. Интернет-источник: Н.А. Белова, Русская Православна Церковь и тюремные учреждения: традиции взаимоотношений. https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-i-tyuremnye-uchrezhdeniya-traditsii-vzaimootnosheniy/viewer





   

Икона "Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел на фоне Кинешемского Сретенского храма". 2025 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы